Maria Pronina
A series of collages.
Paper, scissors, scotch tape, glue.
This work was created as part of the residence Underwater. Schaslyvtseve, 2021.
I have a collage drift. Today Protyah has talked about interesting drifts, and I remembered my own ones. And I realized that I make this series on the same principle: I drift on the material, and apply the senses layer by layer. Just like a puff pastry pie. But the direction is always the same, gender-based violence, in the historical perspective and today. What they were forcing and forbidding to do, what were the habits they engrained in order to please the patriarchal system. All this had turned into this completely new filling recipe, this collage drift.

I studied my attitude to the culture of gender-based violence for six months. I had a book with beautiful BDSM photos, with an emphasis on the dominatrix. Rymma from the Feminist Workshop in Lviv gave it to me, when I came there in 2019. These books are like a delicacy you never want to eat right away, but with relish. I thought that might be a good foundation for my project.

Someone gave me a magazine with an article about Jeanne d’Arc, showing her image changing and being represented in culture in different historical periods. There were reproductions of engravings and photographs from plays and films, where she was the main character. Although it was all rather about the collective image of women knights. Despite the fact that there were other women besides Jeanne, it was she who became the personification in history of she-fighters and she-warriors. It seems to me that the reason is that Jeanne is historically closer to us, compared to, let’s say, the strong and free Amazon women. There’s way less information about them. So I combined an image of women-knights as an image of struggle with the image of women in BDSM culture, which is allowed by patriarchal society, as the one that can serve for the sexual satisfaction of individual men.

My friend from Kyiv handed me some magazines. I found a column on plastic surgery in one of them, and pictures of houses with gardens and flowers. They seemed to be a guarantee: after plastic surgery we’ll all live in these houses and wear this jewelry. You’ll bloom like these garden flowers, and some wealthy man will definitely want to take you. I transferred this modern element to my plots. After all, we constantly hear that a woman's beauty is her entry-pass into a world without worries. Or something like that.

I found a package of different ads lying on a bench in Mariupol. Food supplements, detergents, body care products, lotteries offering an ultimate chance to win hundreds of thousands of hryvnias! No one will win. We discovered this roll of paper while walking with the Krolikowski Art duo. We were discussing a process of creating poems and collages with Alexandra. How spontaneous it is, and how one can catch the mood on the street, and transfer it to the poem or visual image. I picked up this pile and told her, that's how I find most of my material.
I dispersed these elements in my collages.

Every time I used one source, applied 1 element to all 13 works, and then hid the collages folder until a different material was found.

Serezha found two issues of an Orthodox magazine, late 80's – early 90's, and, of course, it immediately caught my attention. The magazine was brought to my collage workshops in the art cluster where I work. I had to wait. Finally, when the owner of waste paper told me he's done with these magazines, I took it home and covered my work with 13 new elements. “Christian Patriarchate” was something my collage pie was missing. Plus, the way this magazine was found is very close to me. I think the gender-based violence basis lies precisely in this patriarchal system. The men built religion a long time ago in such a way that women in this system were subordinate. Although Jesus himself was a feminist and summoned for love, equality and forgiveness.

Later on I overlay the elements randomly. I love collaging because it's a one-way collaboration with whoever I want. I was once told that any object of art changed by a collage becomes a new art object, and so does not violate any copyrights. No one will ever raise claims for collages. So I give myself an opportunity to apply a couple of layers the way I want. It seemed to me for a while that my process stumbled, and needed a little push.

Now I am applying a layer from SHO magazine, 2015. I collaborate with it, whether it wants it or not. This magazine influenced my growing up in Donetsk in the distant 2004-2008. When I went to Lviv on my student vacation, I always tried to find and buy all the issues, because they were not sold back at home. And it was a very important source of understanding Ukrainian culture for me. Now I can cut these magazines into my own meanings.

There were a couple of boxes of poems by some gramps laying behind the stage in TU. The poems themselves are cringe, but the titles are cool. I took two books to extract words and phrases for the final layer of my collages. I wanted to make this series in Ukrainian, as if to defend it with mova [Ukrainian language].

I took all the unfinished collages and poetry books to the Arabat Spit with me, to enlarge them with some local press scraps and some inspiration from communicating with the women who were there with me. Valya and Yulia got me some local newspapers, and I took all the women’s images, inviting them to a new universe.

And that early 2000ies gramps is the voice of all those works. All his words and phrases ceased to be his and became mine in my collage drift. I mixed them, combined them with some images and plots. Now forget that these are the gramps’ words. They are mine.

Welcome to my collage drift.

Марія Проніна
Колажний дрейф
Серія колажів; папір, ножиці, скотч, клей
Робота створена в рамках резиденції «Underwater. Щасливцеве», 2021
У меня коллажный дрейф. Сегодня Протяг рассказывал про интересные дрейфы, я вспоминала свои. И поняла, что эту серию я делаю по тому же принципу: дрейфую по материалу и слой за слоем накладываю смыслы. Как слоеный пирог. Только направление одно – гендерно обусловленное насилие в исторической перспективе и сегодня: что заставляли делать, что запрещали, какие угодные патриархальной системе привычки прививали. Все это превратилось в начинку по совершенно новому рецепту – в этот коллажный дрейф.
 
Я исследовала своё отношение к культуре гендерно обусловленного насилия в течение полугода. У меня была книга с красивыми фотографиями в стиле БДСМ, с акцентом на доминатрикс – мне подарила ее Римма из Феминистической мастерской во Львове, когда я приезжала туда в 2019. Такие книги – как деликатес, который не хочется съедать сразу, а хочется смаковать какое-то время. И я подумала, что это может быть хорошей основой для моего проекта.
 
Кто-то отдала мне свой драгоценный журнал, где была статья о Жанне Д’Арк – о том как ее образ менялся и преподносился в культуре в разные исторические периоды. Там были как репродукции гравюр, так и фотографии из спектаклей и фильмов, в которых она была главной героиней. Хотя скорее речь шла не столько о Жанне Д’Арк, сколько о собирательном образе женщин-рыцаринь. Ведь несмотря на то, что кроме Жанны были и другие, именно она стала олицетворять в истории борчинь, женщин-воительниц. Мне кажется, причина в том, что исторически Жанна ближе к нам, чем те же сильные и свободные амазонки, о которых осталось значительно меньше информации. Поэтому я взяла образ женщин-рыцаринь как образ борьбы и соединила его с образом женщин в БДСМ-культуре, который допускается и объясняется патриархальным обществом, поскольку он может служить для сексуального удовлетворения отдельных мужчин.
 
Мой друг передал мне журналы из Киева, в одном из которых был раздел о пластической хирургии. А также дома с садами и цветами, которые выглядели словно гарантия: после пластической хирургии все мы будем жить в этих домах и носить эти украшения. Вы будете как эти самые цветы в цветнике – какой-нибудь состоятельный мужчина обязательно захочет забрать вас к себе. Я привнесла этот элемент современности в сюжеты своих коллажей. Ведь мы постоянно слышим, что красота женщины – это ее пропуск в мир без забот, или как там.
 
На лавочке в Мариуполе я нашла сверток рекламы пищевых добавок и бадов, моющих средств, средств по уходу за телом, розыгрышей сотен тысяч гривен, которые выиграют все! Не выиграет никто. В момент обнаружения этого подмота бумаги мы гуляли с дуэтом Krolikowski Art и обсуждали с Александрой процесс создания стихов и коллажей – что он стихиен, что можно уловить веяние настроения на улице и потом перенести это все в плоскость стиха или визуального изображения. Я подобрала эту пачку и сказала ей, что именно так я нахожу значительную часть материала.
Я рассредоточила эти элементы по своим коллажам.
 
Каждый раз из одного источника я на 13 работ накладывала по 1 элементу и прятала папку с коллажами до следующего поступления материала.
 
Сережа в заброшке нашел два выпуска православного журнала конца 80-х – начала 90-х, которые, конечно, сразу привлекли мое внимание. Но журнал был принесен на мои воркшопы по коллажам в арт-кластер, где я работаю. Я ждала. И когда наконец-то хозяин этой макулатуры сказал мне, что закончил с вырезками из журнала, я отнесла его домой и покрыла свои работы новыми 13-ю элементами. «Христианский патриархат» – вот чего не хватало в моем коллажном пироге (да и способ нахождения этого журнала мне очень близок). Ведь для меня основа гендерно обусловленного насилия именно в этой патриархальной системе: то, что мужчины когда-то очень давно построили религию именно так, чтобы женщины в этой системе занимали подчиненное положение. Хотя Иисус был феминистом и призывал к любви, равенству и прощению.
 
Дальше я накладываю элементы хаотично. Мне нравится коллажирование, потому что это односторонняя коллаборация, с кем я захочу. Мне однажды сказали, что любой измененный коллажем предмет искусства становится новым искусством и не нарушает авторских прав. За коллажи никто никогда не предъявит. И я даю себе возможность наложить пару слоев так, как мне хочется. Потому что мне казалось, что процесс застопорился, и его надо немного подтолкнуть.
 
Сейчас я накладываю слой из журнала «Шо» 2015 года – я с ним коллаборирую, хочет он того или нет. Этот журнал очень повлиял на мое взросление в Донецке в далеких 2004-2008 годах. Когда студенткой я ездила во Львов на каникулы, всегда пыталась найти и купить все выпуски, потому что у нас они не продавались. А это был для меня очень важный источник осмысления украинской культуры. Теперь я могу резать эти журналы на свои смыслы.
 
За сценой в ТЮ лежала пара ящиков стихов какого-то деда. Сами стихи его – кринж, а вот названия – кайф. Я взяла два сборника, чтобы вынизать оттуда слова и фразы для завершающего слоя своих коллажей. Эту серию мне хотелось сделать на украинском языке, будто бы защитить ее «мовой».
 
Все незаконченные коллажи и книги деда я взяла с собой на Арабатскую стрелку, чтобы дополнить их местной прессой и вдохновением от общения с женщинами, которые были там со мной. Валя и Юля раздобыли мне местных газет, и я выбрала оттуда образы всех женщин, пригласив их в новую вселенную.
 
А дед из начала нулевых – это голос всех этих работ. Все его слова и фразы в моем коллажном дрейфе перестали быть его и стали моими. Я их перемешала, соединила с образами и сюжетами. Теперь забудьте, что это слова деда. Это мои слова.
 
Добро пожаловать в мой коллажный дрейф.